Биография .
Детство              Юность                      1922г.                    1959г.
Rambler's Top100
            Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Цар ское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем.
"Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сы рое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царско сельскую оду"".
В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью пе реехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в вы пускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.
25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение "На ру
ке его много блестящих колец..." в издававшемся им в Пари же журнале "Сириус". На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока.
Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем пе реехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко- литературных курсах Н. П. Раева.
14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на "башне" Вяч. Иванова.
По свидетельству современников, "Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об осталь ных промолчал, одно раскритиковал". Заключение "мэтра" было равнодушно-ироничным:
"Какой густой романтизм..."
В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печа таться в петербургских журналах, в том числе и в "Аполло не". С момента основания "Цеха поэтов" стала е
го секрета рем и деятельным участником. В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой "Вечер" с предисловием М. А. Кузмина.
"Милый, радостный и горестный мир" открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических пережи ваний столь сильна, что вызывает чувство приближающей ся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно отте няются мелочи, "конкретные осколки нашей жизни", рож дающие ощущение острой эмоциональности.
Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной жен ственности, уже не связанной с символическими контекста ми, но и ту предельную "истонченность". психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь "милые мелочи", сквозь эстетическое любование ра достями и
печалями пробивалась творческая тоска по несо вершенному — черта, которую С. М. Городецкий определил как "акмеистический пессимизм", тем самым еще раз подчер кнув принадлежность Ахматовой к определенной школе.
Печаль, которой дышали стихи
ечера", казалась печа лью "мудрого и уже утомленного сердца" и была прони зана "смертельным ядом иронии", по словам Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал "знаменем" для "искателей новых путей", имея в виду поэ тов-акмеистов.
    Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровени ем было для нее знакомство со
стихами поэта, открывшего ей "новую гармонию". Линию своей поэтической преемствен ности Ахматова подтвердит стихотворением "Учитель" (1945) и собственным призна нием: "Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью".
"Четки" (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет" "Вечера"
. Вокруг стихов обоих сборни ков, объединенных узнаваемым образом героини, создавал ся автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то "лирический дневник", то "роман-лирику". По сравне нию с первым сборником в "Четках" усиливается подроб ность разработки образов, углубляется способность не толь ко страдать и сострадать душам "неживых вещей", но и принять на себя "тревогу мира". Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расши рения тематики, сила ее — в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чут кости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий друг Н. В. Недоброво.
"
Ее призвание — в рассечении пластов", — подчеркнул он в статье 1915 г., которую Ахматова считала лучшей из напи санного о ее творчестве.
После "Четок" к Ахматовой приходит слава. Ее лирика ока залась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных по клонников были поэты, только входившие в литературу, — М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак.
Более сдержано, но все же одобрительно отнеслись к Ах матовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников   и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.

В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва"
и др.).
Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но но вые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный сте реотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России".
После Октябрьской революции Ахматова не покинула Роди ну, оставшись в "своем краю глухом и грешном".
В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба — 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетнос ти мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понима ние творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план.
   В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свой ство дарования поэта: "Ахматова с годами все больше уме ет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фаль ши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи".

С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, одна ко издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет неболь шой сборник "Из шести книг", а два следующих— в1960-е годы ("Стихотворения", 1961; "Бег времени", 1965).
Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занима ется архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало ее художествен ным устремлениям к классической ясности и гармоничнос ти поэтического стиля, а также было связано с осмыслени ем проблемы "поэт и власть". В Ахматовой, несмотря на жесто кость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения.
В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомил льонным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя
". Произведения Ахматовой этого периода — поэма "Реквием" (1935? в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, сви детельствовали о способности поэта не отделять пережива ние личной трагедии от понимания катастрофичности са мой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтическо го мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в кото рой все значительно и общезначимо".
"Отсюда, — замечал критик, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощу щением избранничества, миссии, великого, важного дела..." Жестокий, дисгармонический мир врыва
ется в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе... Скрещиваются разновременные повествовательные планы, "чужое слово" уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь "вечные" образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахмато вой. На нем строилась поэтика итогового произведения — "Поэмы без героя" (1940 — 65), которой Ахматова проща лась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.
Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. В 1964 г. она стала лау реатом международной премии "Этна-Таормина", в 1965 г. — обладателем почетной степени доктора ли
тературы Оксфордского университета.
5 марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под
Ленинградом.
Уже после ее смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл "Реквием", написанный в 1935 — 1943 (дополнен 1957 — 1961).